ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Часть I


 
Снимать блины — чего уж проще.
Так многим кажется. Взял камеру, навел фокус и щелкнул! И можно заверстывать картинку на упаковку блинной муки. Примерно так рассуждают заказчики, которые искренне не могут взять в толк: за что тут платить фотографу? Ведь легче же самому взять мыльницу и щелкнуть.

«ОК. Я сниму вам стопку блинов. И сделаю это недорого» — однажды ответил таким заказчикам гуру отечественной рекламной фотографии.
— Только вам придется придти ко мне в студию и принести с собой сковородку, муку, молоко, яйца, сахар и соль. И еще масло. Ну и плитку. Электрическую, хотя бы. После чего вам будет нужно замесить тесто, напечь штук тридцать блинов (иначе стопка будет смотреться несолидно), потом их где-то исхитриться подогреть, чтобы шел пар. Затем подобрать красивую посуду и столовые приборы. И живописно их расположить. Поставить свет, причем хорошо поработать с контровиком, иначе пар не будет заметен. А после того, как вы все это проделаете, — я приду и щелкну вам вашу продукцию. Да и возьму за это именно ту смехотворную сумму, которую вы предлагаете. Потому что я буду только нажимать на кнопку, а все остальные сделаете вы…»

Это — хорошая история.
Ведь когда мы планируем съемку, то мысленно начинаем ее с того момента, когда фотограф нажимает на кнопку. И совсем не задумываемся о подготовительной работе.
Например, откуда возьмутся блины? А посуда? Получается, чтобы испечь блины – придется нанять повара?
И еще food-дизайнера, который подберет подходящий антураж. А что, разве они согласятся работать бесплатно? Нет? Значит их услуги также придется включить в бюджет съемки. Ну или самим начать печь блины в студии…

Но если столько мороки, чтобы снять обычную стопку блинов, то прикиньте: сколько нужно проделать подготовительной работы, чтобы достойно сфотографировать человека?
Когда заказывают портрет в фотостудии, то часто съемку путают с ролевой игрой. Давайте арендуем костюмы купцов XIX века или, наоборот, средневековые латы. А пусть еще художник придет и изготовит нам боди-арт.Тогда точно будет прикольно.
Будет? Несомненно. Прикольно будет.
И проделывать все это тоже будет весело и интересно. Только есть одно “но” — все это осуществлять нужно под руководством профессионала. Который точно знает, что именно он хочет получить “на выходе”.
Этот профи уже держит в голове будущий образ. Он точно знает, что и как снимать, кого и как наряжать, чтобы получить эффектный кадр. В его руках простой кусок холстины чудесным образом превращается в тогу римского императора. А вот если доверить такую съемку дилетантам, то потом окажется, что переодеваться, гримироваться и принимать эффектные позы куда приятней, чем потом разглядывать полученные снимки.
Помните, как наши бабушки и дедушки, попадая на курорт, непременно фотографировались у пляжного фотографа? С обезьянкой. Чучелом медведя. А то и вовсе, просунув голову в дырку холста, на котором аляповато намалеван всадник на коне. И что мы скажем, обнаружив такую фотографию в семейном альбоме? Отжигали дед и бабка! Не по-деццки… И все. Оттого что больше тут сказать нечего.
Есть фотокарточка, но нет фотографии.
Да и что может нам рассказать снимок, в котором от вашего дедушки осталось только лицо в дырке холста?
Почему так происходит?
 

 
А потому что документальное изображение нам мало что говорит об этом человеке.
Когда мы общаемся с кем-то, то получаем возможность наблюдать его в динамике. Можем взглянуть сверху, если будем стоять, когда он сидит. Или, наоборот, снизу.
Можем видеть лицо в профиль. Можем — анфас. Мы имеем возможность слышать голос человека. И знаем особенности его речи. Мы подсознательно фиксируем жесты, привычки и манеры нашего собеседника. Вот из всего этого многообразия в нашем сознании и возникает образ личности.
Образ , подобно мозаике, сложен из множества мелких кусочков информации: мимики, жестикуляции, речи, запаха парфюма и скрипа новой кожаной куртки. А вот фотография всего этого лишена. Дополнительные опции отключены. Перед нами только изображение.
И — точка. Больше ничего нет.

Фотоаппарат может фиксировать только облик человека, но не в состоянии записать тембр голоса, аромат дезодоранта и шелковистость волос.
И потом, разглядывая карточку, выносим вердикт: не похоже!
Особенно часто не похожи на оригинал (как ни странно) фото на документы. Хотя, казалось бы, условия идеальные — человек сидит. Уставился в объектив. Сзади светлый фон. Все подробности можно рассмотреть.
А все равно не похоже…
Потому что внешний вид человека зафиксирован механически. А вот его внутренний мир остался за кадром (и в прямом и в переносном смысле). Но тут ничего не поделаешь: ведь не может же лаборант в фотоателье передать наш внутренний мир за пять минут, отведенных на съемку. И как же быть?
Вот тут-то и приходит на помощь то, что называют «психологическим портретом».

То есть, когда не просто фиксируют облик человека, а передают его характер, настроение, внутренний мир.
Психологический портрет — это не только то, чем человек является, но и то, чем он мог бы быть.
Или — будет. Фотографировать нужно не лицо. Фотографировать нужно — личность.
А как это сделать?
 

 
Для того, чтобы хорошо снять человека, сделать его «психологический портрет», нужно его хорошо изучить.Поговорить, пообщаться. Но не у всех есть время и не все готовы откровенничать с незнакомым человеком. И тут на помощь приходят психологические тесты. Но не скучные вопросы, на которые следует отвечать «да», «нет» ,»не знаю». Нет, тесты должны раскрыть личность портретируемого.
Поэтому модели предстоит придумать истории под заданными картинками, или объяснить, что напоминает пятно на бумаге. Или выбрать цветной квадратик из набора.
Все, что я перечислил, имеет строгие научные названия: «тематико-апперцептивный тест», «пятна Роршаха» и «цветовой тест Люшера».
С их помощью можно сделать экспресс-исследование вашей неповторимой личности. И после обработки результатов мы с изумлением узнаем, что офисный менеджер, оказывается, в душе крутой рокер. Бармен — исследователь Африки. Научный сотрудник — танцовщица на Бродвее. Еще раз напомню: фотографировать нужно не лицо, а — личность!

На вот этом кадре изображен незаурядный человек.Бизнесмен N., много сделавший для восстановления Александро-Невской лавры. Само собой, это человек «с биографией». Который — как и все российские предприниматели — застал «лихие девяностые». Это закалило его характер, но не ожесточило душу.
 

 
И вот на основе имеющихся данных мы начинаем лепить его психологический портрет. Что мы должны показать на нашей фотографии?
Суровость + упорство + непростую биографию + азартность и любовь к новому + уважение к истории своего города + желание что-то сделать не только для себя. Весь этот спектр требуется передать в одном-единственном кадре.
Первое, с чего следует начать, — подобрать место будущей съемки. Само собой — напрашивается Лавра, место, которому портретируемый посвятил много времени и средств. Но снимать портрет на фоне, допустим, двери в храм — банально. Значит следует копнуть глубже — поискать символику. В нашем случае для этого идеально подходит мраморное надгробие с крестом. В кадре должна сочетаться суровость бойца и неоднозначность его натуры.

Как это сделать?
Для начала — поработаем с антуражем. И подберем ему одежду. Сразу обозначу — я против того, чтобы использовать какие-то вычурные наряды. Легко можно взять в прокате канотье или кирасу. Но зачем?
Чтобы на снимке рассматривали кирасу, а не вас?
Одежда должна быть того человека, кого мы снимаем. Она должна впитать его энергетику. Ну, в крайнем случае, такая, которую он бы хотел себе купить.
Но отчего-то этого не сделал.

Когда через каких-то десять лет мы посмотрим на эту фотографию, то нам будет интересно вспомнить: что мы носили, в чем ходили по улице и в гости. А нашим детям и внукам будет любопытно рассматривать: как жили их предки… Не лишайте самих себя и будущих зрителей примет эпохи и собственного имиджа. Не прячьтесь за чужим плюмажем. Через десять лет это будет уже история. В данном случае напрашивалось что-то простое. Рубашка? Отлично. Само собой, с расстегнутым воротом. Никаких галстуков или шарфов. Причем рубашка обязана быть светлая, чтобы подчеркнуть позитивную сторону его личности.
Кроме того, такой тон создаст дополнительный контраст с лицом. Для того чтобы придать дополнительной брутальности — попросим модель не бриться пару дней. Этим удалим неподходящую «гламурность» и зададим контраст со светлой одеждой. Дальше следует подобрать освещение так, чтобы не было резких теней (поскольку общая тональность нашего кадра — светлая), но были яркие блики в глазах.
Идеально, если они не будут круглыми, а вытянутыми. Потому что круглые блики будут придавать лицу выражение удивления, а вытянутые — решимость и твердость.

Фоном, как мы решили, будет служить мраморный крест как символ русской духовности вообще + как намек на профессиональную принадлежность объекта съемки. Но слишком резкое изображение перетянет внимание на себя, отвлечет зрителей от лица.
Вывод: крест должен быть светлым и оптически уходить в размыв.
Теперь дело за «малым»: отыскать такое место для съемки, рассчитать по компасу, в какое время суток там будет нужный свет, и договориться о времени с моделью, визажистом, ассистентами.

Теперь — техника. Чтобы получить красивое размытие на заднем плане и устойчивую резкость на переднем, нам потребуется высококачественная оптика.
В данном случае это — Carl Zeiss Sonnar 140/2.8. Но на «узкой пленке» мы не добьемся нужной степени размытия. Рабочий отрезок не тот. Поэтому — снимаем на камеру среднего формата — Contax 645.
Хлопот немало, согласитесь. Но — Париж стоит мессы.

И на выходе мы получаем вот такой красивый кадр, будто пронизанный светом и воздухом. Причем этот кадр — больше, чем просто портрет господина N. Эту фотографию можно считать собирательным образом нашего современника.Сурового.Жесткого.Готового постоять за себя.С искрой в глазах и Верой за плечами.
Пафосно?
А что вы хотели: тема такая… В другой — пафоса может вообще не потребоваться…
 

 
И еще.
Спросите себя: какую машину вы арендуете для свадьбы? Или встречи почетного гостя? Уж явно не «Дэу Матиц» и не «Ладу Калину.» Вероятнее всего — вы выберите шикарный лимузин. Так почему же тогда вы настолько не уважаете себя, что заказываете портрет, сделанный «Ладой Калиной» от фототехники? Разве вы не достойны, чтобы вас фотографировали на дорогую камеру с превосходной оптикой? Чем вы хуже Бреда Питта и Анджелины Джоли? Ведь вы должны получить Кадр (именно так — с большой буквы), который потом будут рассматривать ваши дети и внуки. И он должен быть не просто качественным. Он должен быть великолепным.
А великолепный кадр нельзя сделать объективом за 200 долларов.
Иначе зачем Leica производит объектив Noctilux за 11 000 евро и почему, чтобы его купить, профессионалы всего мира записываются в очередь на год вперед? Ведь делается это не для того, чтобы пустить пыль в глаза конкурентам-фотографам. Для этого есть куда более простые и дешевые способы.

Это делается потому, что выдающийся кадр можно получить, только если пользуешься великолепной оптикой.
И выбросите из головы, что достойное изображение можно получить на «цифре».
Не выйдет…
Цифра» пригодна, чтобы снимать вечеринки, себя на фоне достопримечательностей и любимую кошечку на даче. Не будем предвзяты: она вполне удобна для репортажа и спорта. Всего того, где требуется щелкать много и быстро. Но художественное фото на «цифру» не снимешь.Не зря самые дорогие фотографы мира по-прежнему снимают на слайд и черно-белую пленку. Они — профи. Им нет времени играть «в цифру». И все, кто утверждает обратное, — либо дилетанты, либо лгуны. Либо состоят «в доле» с продавцами цифровых камер.
Вглядитесь еще раз в это фото.
Присмотритесь, как красиво изображение креста перетекает в размытую плиту на заднем плане. Но при этой мягкости насколько тщательно на лице проработаны мельчайшие тени, и нет цифровой целлулоидной замыленности. Все это может отобразить только пленка.
Не зря экстрасенсы не могут считывать информацию с цифрового фото, объясняя, что на них нет ауры.
Неужели вы себя так не любите, что позволите снимать свой портрет на камеру, которую легко купить в любом интернет-магазине?
С оптикой, годной лишь на съемку дешевой бижутерии для спама?
Расправьте плечи. Позвольте взглянуть на себя по-новому.
Если вы делаете психологический портрет, то будьте уверены: это штучная работа. Вы будете изображены так, что показать потомкам будет не стыдно.
Да и самому повесить на стенку и долгими зимними вечерами любоваться на собственное прекрасное лицо и тело.

Не экономьте на себе. Верьте — вы заслуживаете самого лучшего!
 
© Д.Ивахнов, 2011




rss
Карта