Главная Новости

Филипп Добров: «Приятно осознавать, что мы были первопроходцами в чем-то»

Опубликовано: 19.12.2018

Филипп Добров – один из организаторов концептуальных ивентов стоунер-сладж-сайкоделик направления с приставкой «Robust» . Уже на этих выходных пройдет четвертый большой фестиваль «Robustfest» ( билетики на него здесь ) под крылом его команды, в преддверии которого мы пообщались с ним и узнали о востребованности такой музыки и подобных мероприятий в Украине.

Давай начнем с самого начала. Как получилось связать жизнь с музыкой?

Так уже сложилось исторически/генетически, что вырос я в семье меломанов со всеми вытекающими последствиями:

- один дядя постоянно доставал редкие, заморские записи на бобинах в Одесском порту и подпольно распространял дальше среди друзей, он же в какой-то период занимался музыкальным магазином/студией звукозаписи;

- второй дядя подкладывал меня под магнитофон Астра, где громко играл к примеру Genesis, King Crimson , чтобы мой ор не мешал посиделкам.

- за отцом я прослушал от корки до корки громадную коллекцию кассет арт-рока, прога, рока 70-80-х, посматривал концертные бутлеги, записанные с шумком на видеокассеты. Все значительные концерты, которые получилось посетить почти с пелёнок, которые в последствии въелись в память – это папина заслуга.

В общем, я всё детство путешествовал между коллекциями бобин, винилов, кассет и дисков. При случае выбирался на знаковые концерты и фестивали. В определённые моменты судьба сводила и продолжает сводить с интересными людьми, которые влияли и расширяли мой музыкальный кругозор. Долгое время коллекционирую диски, винилы, кассеты. Сначала такое занятие было сродни нумизматике, потом захотелось уже что-то делать самому, делиться с друзьями редкими, интересными записями, музыкальными новостями.

В конце двухтысячных возникло желание создать свой зин, даже имя ему придумал, «Notwithstanding» , обложку-коллаж по красту сочинил и сумел собрать нулевой номер с новостями и рецензиями. Но дальше «дать почитать нескольким друзьям» это дело не пошло. Потом были попытки распространять punk/hc/grind/crust записи и зины, делать тематические сборники. Крепкие дела начались с основания блога в 2010 году. Годом позже был 1-й фестиваль, спустя ещё один год родился лейбл.

А что заставило заниматься организацией мероприятий?

«Концерт либо фестиваль – это лучший способ поделиться той музыкой, которая тебе интересна на данный момент» – такой постулат получилось интуитивно вывести для себя. Ведь раньше меломаны менялись винилами, дисками, кассетами, сейчас достаточно сбросить ссылку на бендкемп/ютуб, но такой энергетики, как на живом концерте, тех эмоций, ты не получишь ни по какому высокоскоростному кабелю.

Говоря о компактной нише, к которой можно отнести и растущий «Robustfest» , хотелось бы отметить следующие вдохновляющие фестивали, как по организации, так и реализации: «Roadburn», «Obscene Extreme», «Play Fast or Don’t» . По концепции «Вокруг локальной сцены» мне симпатизируют уже ушедшие в историю финский «Amplifier Worship» , штатовский «Emissions from the Monolith» , австралийский «Dopefest» . По синтезу, разнообразию, смешению разнообразных течений стоит обратить внимание на «Supersonic» (UK), «Incubate» (NL), «Bloodshed» (NL), «Temples» (UK).

В каждом из этих фестов своя изюминка, концепт, забронированный период проведения, конкуренция, и в той или иной степени перекликающаяся публика.

Что касается мероприятий, которые проводились у нас, в большей степени – это скорее вдохновение от обратного. Ты точно понимаешь, что так делать нельзя. Захотелось сначала показать друзьям и знакомым, что и у нас подобное возможно. Например, можно начать концерт вовремя, закончить вовремя.

Если копнуть к истокам, в 2009 году из-за спора по поводу авторских прав очень многие стоунеровские форумы и сайты (на которых зависали многие меломаны, чтобы поделиться\достать свежей, редкой музыки) были поставлены на паузу. В тот момент мы с Валерой из Ethereal Riffian поняли, что нужна уже своя площадка, на которой можно было бы распространять информацию о новых хороших релизах, делиться новинками, записями и впечатлениями. Тогда мы совместно и запустили свой первый блог (robustfellow.blogspot.com): писали рецензии, выкладывали редкие записи, брали интервью и т.д.

С Bongzilla

В 2011-м году я посетил во второй раз фестиваль «Roadburn» , который меня окончательно вдохновил на все дальнейшие подвиги. Я до сих пор считаю его примером и эталоном организаторской креативной мысли. Можно даже многое у них слизывать и будет совсем не зазорно: от постеров и анонсов, до кураторства и распределения групп и лайн-апа по сценам. Это тот самый фестиваль, на который за полгода до самого феста билеты разлетались за 15 минут. И вся прелесть в том, что их очень ограниченное количество. Ребята нашли свою нишу и очень грамотно с ней работают. Организаторы сознательно не хотят расширять фестиваль, чтобы сохранить атмосферу. На Roadburn присутствует целая куча мелких деталей, которые замечаешь не сразу, но они напрямую влияют на впечатления после фестиваля.

Уникальность его в том, что там подбирается мощнейший лайн-ап, на 4-х сценах в течение 3-4 дней играют одновременно актуальнейшие мировые коллективы, и ты понимаешь, что одной попой на всех стульях не усидишь, поэтому приходится выбирать. В итоге, каждый себе сам составляет индивидуальный фестивальный лайн-ап. Может быть, и мы когда-то дорастём до подобного масштаба.

В этом же году «Robustfest» будет проводиться 2 дня, соответственно больше групп сможет принять участие, особенно украинских, из которых уже выстроилась целая очередь, начиная с 2011 года.

А как вы выбираете лайн-ап для Robust Gigs и Robust Fests?

Не я один принимаю решение. Буквально со второго феста сформировалась команда Robustcrew , в которую входят: Валера Корнев ( Ethereal Riffian ), Игорь Сидоренко ( Stoned Jesus ), Денис EvDeon, Артемий ( «Отрыв Перца» ), со временем к нам еще добавляются люди. Формируется некий коллективный разум, который пережевывает, анализирует, просеивает современную психоделичную сцену. В итоге, каждый год в преддверии фестиваля мы концентрируем внимание на самых актуальных группах.

А было такое, что тебе кто-то очень сильно понравился, а ребята «не котировали»?

Конечно было: я отговаривал, и меня отговаривали. У нас порой серьезная рубка идет в чатах по фестивалю. Так что своеобразный контест любая группа проходит. Просто так они на «Robustfest» не попадают. Во-первых, один или два организатора должны заметить группу живьем и убедиться, что она себя достойно ведет на сцене, хорошо звучит. Во-вторых, еще один из критериев (не обязательный, но желательный) – чтобы у группы была своя страничка на bandcamp, vk, fb с вменяемыми записями.

В 2011-м мы пригласили такие группы: Tombstones (No) ( с которыми незадолго до этого познакомился на «Roadburn» ), Torn From Earth (Hu), группу Камни (Ru), Ethereal Riffian (Ua) (с которыми всё готовилось) – вот они и стали базисом для первого феста. Тогда же мне написали буквально 5 наших команд на сайте «Neformat», включая Stoned Jesus, Forever Wasted, Slow Ride Home, и мы добавили их в лайн-ап. Вроде как планировался концерт, а получился уже фестиваль на 9 групп.

Приятно осознавать, что мы были первопроходцами в чем-то. Например, первый раз тогда мы вытащили группу Bomg на сцену. Тогда мы сами еще не знали, что из этого получится, но такая затея стала хорошим толчком и для нас, и для них. После феста ребята переехали в Киев, основали студию Evergreen , и теперь большинство наших крепких групп живут, репетируют и пишутся только там.

Хочется отметить ещё Bluesbreaker (044 hardcore), которые также выступили на первом фесте. Уверен, что за смешением стилей, как на альбомах, так и на фестивалях, будущее. Планируем экспериментировать и в будущем. Это был первый и последний раз, когда лайн-ап формировался по ходу. С того момента, интерес к нашим мероприятиям только возрастал, росла сцена, и, соответственно, мы получали больше заявок. Сейчас можно с ходу предложить несколько фестивальных интересных лайн-апов, которые не будут пересекаться.

Ты говорил, что «Roadburn» нашли свою нишу. А нашли ли вы свою?

Тот фестиваль нашел свою нишу в рамках вместительности и концепции. Они зафиксировали место, дату и понимают, что на 3 дня феста+афтепати они могут продать столько-то билетов. Они не расширяются, они могут только повышать цену, например. И вот там вся эта тусовочка очень интересная, простые люди туда не попадают. Симпатизирует подход: не хочется замахиваться на стадионы, но в то же время держать марку.

В нашем случае, мы не говорим о какой-то конкуренции или подражании, потому что у нас банально отсутствует инфраструктура такого уровня. Нам нужно создать и поддержать то, что уже есть в зародыше. Да и вообще мы еще в поиске: визуальном, музыкальном, эстетическом. Мне вообще кажется, что когда ты себя нашел, то нужно прекращать заниматься всем этим. Наоборот, полезно быть всегда чем-то неудовлетворенным, постоянно стремиться сделать что-то лучше.

Мы не соглашаемся на полумеры, стараемся по возможности делать всё максимально качественно. И только взаимный отклик публики даёт возможность проводить ивенты на регулярной основе.

Получается, «в плюс» вы еще не работаете?

«Some you win, Some you lose». Подсмотрев статистику, могу сказать что за 6 лет (2011-2016) из 15 ивентов: 6 в минус, 6 в ноль, 3 в плюс. В последнее время тенденция окупаемости выравнивается.

После первого-второго фестивалей мы сконцентрировались на лейбле, сделали несколько хороших привозов (Weedeater (USA) и Rideau (Swe)) , вот сейчас хотим проверить, как такая маркетинговая стратегия работает: сначала маленькие ивенты/шажочки между большими фестивалями. Посмотрим, как «Robustfest» пройдет в этот раз: если придет достаточно людей, то мы сможем со спокойной душой планировать что-то в скором времени. Если нет, то «возьмем перекур» на годика 2 и дальше посмотрим. Здесь нет никакой финансовой цели, есть просто хорошая команда, которая готова вложить свои деньги, силы, время в подготовку особенных мероприятий, прийти, послушать и просто порадоваться вместе со всеми, что все получилось.

С Weedeater

Мы хотим показывать, что и у нас есть хорошие группы, навязывать свой вкус, да и фестиваль – это всегда хорошая возможность наблюдать какие-либо творческие коллаборации в будущем. Группы на backstage общаются, знакомятся и через полгода появляются новые интересные проекты, совместные музыкальные релизы (после первого феста родился Wolverine Blues , включая участников Bluesbreaker и Ethereal Riffian ; в 2013-м Keepleer18 и Bomg родили TRAVEN’ ).

Также хочу отметить тенденцию, что нынешний фест — это уже не кучка хэдлайнеров и небольшой саппорт из украинских групп, а наоборот растущая, крепчайшая, узнаваемая местная сцена, ради которой есть интерес ехать на «Robustfest» .

Вопрос по поводу навязывания своего вкуса, о котором ты упоминал. Очень часто говорят: «Вот эта музыка качественная, а вот эта – нет». Как ты для себя ее отличаешь?

У меня критерии своеобразны, воспринимаю все субъективно. Первоочередное – хорошая музыка. Если ты просто занимаешься звукоизвлечением без какой-либо эстетической или концептуальной составляющей, то этим мало чего добьешься. Внутренний кодекс подвергается планомерным апгрейдам, не стоит на месте. Навскидку выработалась определенная формула, по которой можно оценить группы по записям, звучанию на сцене, артистичности и харизме на выступлениях. Для меня неважно, кто как одет и выглядит и какие футболки или нашивки на джинсовке. Все воспринимается собирательно на интуитивном уровне.

Момент запоминаемости и хитовости также никто не отменял. Если у меня возникает желание прокрутить хотя бы один трек ещё разочек, то я, пожалуй, оставлю весь альбом и послушаю ещё раз. Чем не показатель? ????

Если говорить о подготовке к ивентам, то Robustcrew уже выходит на уровень повыше, поэтому обращаем внимание на то, какие у данной группы завязки с лейблами, букинг- и PR-агентствами, какой состав, логистика по привозу.

Вы занимаетесь организацией концертов и мероприятий как букинг-агентство. Кроме того, у вас есть лейбл, и вы выпускаете новые релизы на физических носителях, делаете ваши фирменные подборки Electric Funeral Cafe. Что еще в вашей компетенции?

В какой-то момент я понял, что быть букинг-менеджером – интересно, но слишком накладно. Когда мы делали первые три фестиваля, то были группы, которые летели на самолете, а были те, которые специально прокладывали тур ради «Robustfest» и ехали в нашем направлении, параллельно играя концерты по дороге. Даже если у тебя есть железобетонные договоренности со знакомыми-организаторами на местах, всегда появляются какие-то накладки с аппаратурой, клубами, концерты отменяются, и в итоге все это ложится на плечи «Robustfest» -а, как финансово, так и морально, поскольку группы все же едут именно сюда. Во время фестиваля хватает работы, и от планирования туров стараюсь себя оградить. Но в любом случае, не исключаю такого увлечения в будущем. Что касается расширения компетенций, то есть интерес в развитии собственного видео продакшна.

Robust Rehearsal – ветвь из этой серии. Задумка – освещать музыкальные студии и группы, прикреплённые к ним. Первый эпизод был с группой Bomg & Evergreen Studio . На подходе второй Ethereal Riffian & Bobina Records .

С Cannine

Несмотря на проблемы с логистикой, вы уже делали выездные мероприятия во Львове и Харькове.

Да, мы решили закинуть удочку и в следствии раскачать подпольную ситуацию по всей стране, засеять крепких зёрен. Львов и Харьков прошли довольно крепко. Наверняка выберемся ещё и в Одессу. На выездных мероприятиях для себя и местных оргов поднимаем планку, ниже которой не хотелось бы опускаться. Может годика через 2-3 под крылом RobustFellow получится организовать тематический тур с лучшими группами лейбла.

Также вы еще начали организовывать Robust Days на больших фестивалях. Это тоже своего рода маркетинговая стратегия?

Да, я давно об этом думал и хотел организовать подобное. Первый раз получилось организовать «Robust Stage» на ГОГОЛЬFEST 2015 : 1 день с нашими группами ( Somali Yacht Club, Ethereal Riffian, Soom ) и второй с зарубежными ( The Grand Astoria(RU), Restock (CH), The Dues(CH) ). Второй раз планируем закрепить на фестивале RESPUBLICA 2016 . Спасибо, кстати, тебе за поддержку и инициативу. Для нас интересно куда-то выбраться, да и привести наши крепкие группы на другие мероприятия, расширить аудиторию. Это своего рода локальная проверка того, как организовывают концерты вне Киева. Всегда можно что-то для себя почерпнуть, чему-то научиться, добавить несколько полезных контактов в телефонную книгу и т.д.

Даже пытался как-то на «Країну Мрій» закинуть идею по «Robust Stage» . Они такие: «Так мы только по фолк-музыке», – а я им: «Так вот же, Riffian - диджериду здесь есть, Bomg – бубен, этнические мотивы, есть фолк!», - подарил им кучу дисков. Но так оно и не состоялось. (смеется)

Также общался с представителем французского культурного центра на предмет привоза к нам Mars Red Sky . А он говорит: «У меня есть знакомый организатор HellFest -a, может сделаете «Robust Stage» прям там?». Мы такие: «Да не вопрос, мы хоть целый самолет наших артистов можем собрать!» Эта мысль засела в голове, так что все может быть в будущем.

Есть куда стремиться и где брать пример. Так, например, Desertfest , который проводится сразу в трех европейских городах: Лондон, Берлин, Антверпен. Действа грамотно распределены в течение года, хороший мировой лайн-ап плюс локальная сцена. Это один вариант захвата территории.

А другой пример Obscene Extreme , грандкоровый фестиваль, который ежегодно проводится в Чехии. Он вырос уже до таких масштабов, что может себе позволить выехать в Азию или Мексику, привезти своих артистов, и, конечно же, подтягивать местную сцену. Надеюсь, ценность и востребованность нашей сцены в будущем будет только расти, а мы маленькими шажками будем протаптывать тропинку в этом направлении.

С какими самыми большими проблемами ты сталкиваешься при организации мероприятий у нас?

Вопрос туров и локальных концертов действительно сейчас стоит очень остро. С отсутствием инфраструктуры клубов и нормальных агентств, да и людей, которые это организовывают, зачастую бывает очень сложно привезти хорошую группу, покрыв все издержки одними выступлениями. Частенько приходится возмещать убытки организаторам-энтузиастам из собственных карманов. Конечно, чем увереннее и стабильнее экономическая ситуация, тем большая вероятность что-то спланировать и реализовать. Ровно как и простому слушателю купить билет по предпродаже и с нетерпением ждать праздника.

Возможно, когда-то возникнет поддержка со стороны государства, либо фондов для музыкантов, как деятелей культуры (как пример – скандинавские страны, и результат там ощутим). Пока же работаем в той системе координат, в которой находимся, стараемся сделать это измерение немного лучше.

А в чем же первопричина: нет организаторов или нет востребованности у публики?

Здесь нужно копать еще глубже: последние лет 80 мы жили в культурном вакууме. Если на западе вот эти музыкальные традиции передавались от дедушки к отцу, от отца к сыну, то и воспитывалась особенная культура времяпровождения: передавались виниловые коллекции, люди целыми семьями ездили на фестивали. Вот из таких меломанов и вырастают благодарные слушатели, музыканты, организаторы фестивалей.

Наше и следующее поколение сейчас переживает период переосмысления ценностей. То, что на первый взгляд казалось интересным в яркой обёртке, не такое уже вкусное во второй раз. Эпоха потребления уходит на второй план. У публики есть интерес углубляться в суть, познавать, развиваться вместе с артистом.

В какой-то момент я переключился и сконцентрировался на локальной сцене, оставив небольшой зазор для мировых вибраций. Если раньше мог прилететь на фестиваль, послушать заграничных хэдлайнеров и уехать домой, то уже долгое время всё скорее наоборот происходит – зачастую «разогрев» радует больше.

У вас буквально на этих выходных пройдет уже двухдневный «Robustfest». Вы сознательно расширяетесь или просто так получилось?

На протяжении 2-х лет с момента предыдущего «Robustfest vol.III» (2013), команда фестиваля Robustcrew пребывала на творческих каникулах касательно самого крупного из наших детищ.

Но мы не сидели, сложа руки: искали и анализировали многие интересные помещения в Киеве, высматривали крепкие группы на горизонте, планировали дату фестиваля (которая переносилась раза три). Плюс, у нас очень большая подготовительная работа для этого делается: на каждый фестиваль мы рисуем отдельного персонажа и придумываем его историю (на четвертом фестивале у нас работает аж 6 художников). В этом году основной персонаж – «Астро ленивец», и все сопутствующие художества – это приключения с участием нашего героя, либо ситуация, зафиксированная в его глазах.

В этом году мы решили остановиться на площадке MonteRay Live Stage , поскольку нынешние условия там располагают к организации. В какой-то момент мы поняли, что все группы уже не «влезут» в один день, так что коллективно было решено расширяться, решили попробовать свои силы в 2-х дневном формате, таким образом, появилась возможность добавить в лайн-ап побольше наших групп!

В первую очередь, зафиксировали гигантов: Greenleaf (Swe), Elder (US) , расширили географию с помощью тягучих Coat (By), Sardonis (Be) . Укрепили состав мощнейшими Dekonstruktor (Ru), Weedpecker (Pl) . Нашли место для 7-и украинских групп: Pree Tone, Soom, 5R6, The Curse of Wendigo, Atomic Simao, Dreadnought, Celophys. Со всеми нашими группами неоднократно сотрудничали на релизах Robustfellow Prods. , либо на сборнике Electric Funeral Café . Так что можно сказать – фестиваль семейный. ????

Итого, 23 и 24 апреля готовимся принять 13 групп из 6-ти стран на одной сцене, выставку плакатов от 6-ти художников, получить крепчайший и незабываемый экспириенс, поддаться течению и окунуться в тёплую дружескую атмосферу.

Напоследок мы всегда спрашиваем рекомендации той музыки, которая не сильно известна, но по твоему мнению, очень достойна быть услышанной.

Конечно же, это наши подборки Electric Funeral Café ! Именно там я собираю все те лучшие треки, которыми хочется поделиться с остальными. Подбирая треки, особенно запомнились Pickguardian из Киева. Сперва был дует, сейчас это уже трио, разноплановый интересный материал.

Советую обратить внимание на одесскую группу Temple of the Universe , качественные записи, но их тоже нужно проверить живьем.

The Sontaran Experiment из Британии. Мне кажется, будущее именно за такой музыкой. Смешение экстрима, электроники, харизматичный вокал. Вы там найдете много интересного. На подходе второй альбом.

Советую еще Lionize из Штатов, смешение стоунер и регги тематики звучит действительно нестандартно. Когда их слушаешь, то создается впечатление дрыщей в обтянутых майках, а на самом деле это такие бородатые дядьки.

И, напоследок, The Revivalists ! Вот эти парни действительно талантливые. У меня они ассоциируются с теплыми крымскими краями. Горная дорога, руль, открытое окно, морской бриз и «Catching Fireflies»

Автор: Алена Виолаторка

Фото: Лина Белоковаленко и из архивов Филиппа

Новости

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить